Транспортные средства на основе магнитной левитации в скором будущем захватят лидирующие позиции в нашей жизни и сделают любые поездки более быстрыми, безопасными и энергоэффективными. Изменит ли их появление наш образ жизни, в частности, выбор места проживания, если большие расстояния теперь можно преодолеть просто и быстро?
Технологии не стоят на месте и открывают перспективы по созданию новых видов транспорта. Некоторые из них являются версиями традиционных транспортных средств на интеллектуальной системе управления (автономный транспорт), другие изобретением писателей-фантастов (ховерборды) или продуктом инновационной деятельности (поезда-магнитопланы на сверхпроводниках).
Ховерборд (англ. Hoverboard) — это левитирующая доска, стоя на которой, человек может парить на небольшом расстоянии от земли при помощи магнитного поля. В настоящее время первые обладатели ховербордов учатся преодолевать гравитацию внутри помещений и на улице.
Поезда-магнитопланы могут развивать скорость более 500 км/ч за счет исключения трения вагонов о рельсы. Такие поезда уже введены в коммерческую эксплуатацию в Китае и Южной Корее, а в Японии находятся на стадии производства. В ЕС проект по внедрению данной технологии уже рассматривался в Германии, Италии и Великобритании, но лишь в Италии он смог вновь завоевать интерес.
Магнитная левитация (сокр. маглев) — технология, лежащая в основе левитирующих ховербордов и поездов-магнитопланов. Она основана на создании противоположных магнитных полей, которые отталкиваются друг от друга, чтобы противостоять силе тяжести и таким образом поднимать намагниченные объекты от земли. Маглев используется в транспортных средствах различных габаритов — от индивидуальных ховербордов до высокоскоростных поездов большой вместимости.
Однако для работы современных ховербордов по-прежнему требуются специальное медное покрытие поверхности. Разработка новых функций, которые позволяли бы парить над бетоном или водой, все еще продолжается. Первый прототип ховерборда был представлен общественности в 2015 году, с тех пор не было анонсировано ни одной новой модели.
Первый коммерческий поезд-магнитоплан, развивающий скорость более 500 км/ч, был введен в эксплуатацию в 2003 году. Сегодня он совершает рейсы по г. Шанхай и его пригородам, соединяя международный аэропорт Пудун со станциями метрополитена. Подобные поезда, использующие подвеску на сверхпроводящих магнитах, в скором времени должны быть готовы в Японии. С 2027 года они выйдут на маршрут Токио — Нагоя протяжённостью 268 км, а с 2045 начнут курсировать между Токио и Осакой, преодолевая расстояние в 410 км, набирая при этом скорость 500 км/ч. В будущем эта технология может найти свое дальнейшее развитие в проекте вакуумного поезда «Гиперпетля» (англ. Hyperloop). Поезд представляет собой транспортную капсулу, которая с высокой скоростью движется в вакуумной трубе за счёт электромагнитного поля. В дальнейшем высокоскоростная линия «Гиперпетли» может соединить Лос-Анджелес и область залива Сан-Франциско.
В долгосрочной перспективе поезда на магнитной подушке предоставят возможность путешествовать быстрее, чем на обычных поездах, соединяя крупные мегаполисы в удалении нескольких сотен километров друг от друга. Кроме того, такие поезда не оказывают вредного воздействия на окружающую среду, вроде шума и загрязнений, в отличии от воздушного транспорта.
Перевод с немецкого языка переводчика-стажёра МРО СПР Кузнецовой Екатерины