«Учиться, и когда придёт время,
прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно!» Конфуций
«Der Übersetzung Kunst, die höchste, dahin geht,
Zu übersetzen recht, was man nicht recht versteht» Friedrich Rückert

Хорошее начало…

/Перевод с немецкого языка на русский А.Злобина, Е.Ишуткиной/

Всем известна поговорка: как день начнешь, так его и проведешь. Она лишний раз свидетельствует о важности для человека всякого «начала». Насколько это серьезно и что необхо­димо знать и делать для того, чтобы в жизни, учебе и вообще в любом деле нам сопутствовал успех, можно узнать из материа­ла, опубликованного в немецком научном журнале «РМ».

Итак, начнем!

6:23

DETAIL_PICTURE_533945Подъем! Для многих из нас день начинается именно в это время со звонка будильника. Правда, некоторые просыпают­ся сами за 1-2 минуты до сигна­ла вне зависимости от того, вы­спались или нет. В чём же причина? Всё дело в том, что наш мозг имеет своего рода «встроен­ный» будильник, который и гото­вит его к пробуждению.

Учёный-сонмолог израильско­го Технологического Института в городе Хайфе Перетц Лави ис­следовал возможности самостоя­тельного пробуждения людей в назначенное время. Результаты оказались достаточно неожидан­ными. Многие из участников эк­сперимента просыпались за 10 минут до или после назначенно­го времени, даже если это вре­мя было очень ранним. Ещё одно проведённое исследование доказало, что даже ожидание того, что нужно проснуться в назна­ченное время, повышает уро­вень гормона стресса — адренокортикотрофина (АКТ) в крови на 30%. Это свидетельствует о го­товности мозга к пробуждению.

Как известно, многим из нас очень трудно подняться с посте­ли. Причина этого была бы нам

понятна, если бы мы знали, что происходит в момент пробужде­ния в нашем организме. При по­ступлении сигнала пробуждения не только учащается сердцебие­ние и повышается давление, но и стремительно растёт уровень гор­мона стресса кортизола. То, на­сколько тяжело или легко даётся нам подъём, зависит от нашего хронотипа, т.е. специфической организации работы нашего орга­низма в течение суток. Одни из нас «жаворонки», их работоспо­собность более высока в утренние часы, другие «совы» — наиболее активны в ночное время суток. Нетрудно убедиться в том, что оба хронотипа в значительной мере отличаются друг от друга по пику наибольшей активности (11 часов у «жаворонков», 15 часов у «сов»), по выбору времени приё­ма пищи и занятий спортом и даже по количеству кофе, выпи­ваемого в день (одна чашка для «жаворонков» и целый кофейник для «сов»). Профессор в области хронобиологии из мюнхенского университета им. Людвига Макси­милиана Тиль Рённеберг устано­вил, что среди «сов» в три раза больше неординарных людей, чем среди «жаворонков».

8:00

Мы едем на работу и проез­жаем обычное для нас расстоя­ние, полностью сконцентриро­вавшись на движении, восприни­мая при этом огромное количе­ство информации. Для того что­бы помочь своему организму избавиться от сонливости и быть  в рабочей форме, рекомендует­ся принять освежающей душ, сделать зарядку или же выпить  на завтрак чашечку бодрящего  кофе. По словам профессора  Гарвардского университета в шта­те Массачусетс Чарльза Чейслера, нашему мозгу тоже тре­буется время, чтобы подгото­виться к работе. У многих из нас физические и умственные спо­собности утром намного ниже, чем после трудного рабочего дня. «Верится с трудом, но это действительно так, — добавляет Чейслер. — В самом деле, пер­вые полчаса после пробуждения эффективность работы нашего мозга ниже, чем после продо­жительного рабочего дня».

При этом вполне закономер­но возникает вопрос, почему способности головного мозга так существенно меняются в те­чение дня? Всё достаточно про­сто: в хронобиологии существует такое понятие, как суточный, или циркадный, ритм (от лат. circa — около и dies — день) — пример­но 24-часовой цикл физических процессов у живых организмов. Именно он под воздействием окружающей среды опреде­ляет смену дня и ночи в орга­низме.

В течение суток циркадный ритм влияет на различного рода перемены в организме. Всё начинается с температуры нашего тела: в течение дня она, как пра­вило, увеличивается на один гра­дус- Если утром мы просыпаем­ся с температурой 36,1, то к ве­черу она может подняться до 37,2 и даже выше. Колебания температуры влияют на другие реакции нашего организма, к примеру, способность перено­сить боль в течение дня, эластич­ность мышечных тканей, ско­рость реакции. Меняются также частота сердечных сокращений и давление. Изменяется число бе­лых кровяных телец, даже при­ток крови к головному мозгу отличается в разное время су­ток. В течение дня учащается сердцебиение и повышается давление, уровень гормона стресса кортизола понижается. С наступлением ночи повышает­ся уровень гормона мелатонина. Это приводит к медленному по­нижению температуры, пульса и давления, а также к постепенно­му повышению уровня кортизо­ла, который уже незадолго до пробуждения достигает своего пика.

Эти циркадные колебания нужно учитывать при составле­нии своего распорядка дня. На­пример, восемь утра — идеаль­ное время для бритья, т.к. в кро­ви очень много тромбоцитов, которые отвечают за сверты­ваемость крови, и кровотече­ние при порезах маловероятно. А вот к зубному врачу лучше идти в обеденное время, когда порог болевого ощущения наи­более высокий и зубная боль притупляется.

10:00

К этому времени мы, воз­можно, уже сидим в офисе и пьем вторую чашку кофе, изу­чая важные бумаги к предстоя­щей конференции, которую шеф назначил на одиннадцать, или повторяем на перемене то, что было задано преподавателем на семинарское занятие. С точ­ки зрения хронобиологии это время выбрано очень правильно. Исследования доказали, что в течение дня внимание и память, также как и способность здраво мыслить и воспринимать инфор­мацию, колеблются от 15 до 30%. Многим из нас требуется от 2 до 4 часов для того, чтобы прийти в оптимальную форму после пробуждения. Ранний подъем — наиболее благоприят­ное время для концентрации вни­мания и логического мышления, а вот для решения трудных задач необходимо выбрать время от 10:00 до 12:00.

Представляется целесооб­разным отметить, что у подрост­ков дело обстоит несколько ина­че. Американский хронобиолог Мэри Каскэдон исследовала био­логические ритмы у юношей и девушек в период полового со­зревания. В ходе исследования она выяснила, что подростки (да и студенты тоже! — Прим. пере­водчика) являются наиболее ярким примером «сов». Вече­ром в их организме повышается уровень мелатонина, что и по­зволяет дольше оставаться бод­рыми и позже ложиться спать. Вот только проснуться утром им очень тяжело. Каскэдон считает, что заставлять подростков идти в школу и заниматься там умственной деятельностью ранним утром с тонки зрения хронобиологии крайне неэффективно. Молодые люди, по её мнению, не только страдают от дефици­та сна, но им очень трудно про­сыпаться, так как их циркадная система ещё работает в ночном ритме. Вот и получается, что уче­ники и студенты сидят за партой, а их мозг как бы ещё спит дома на подушке.

В самом деле, весьма непро­сто исследовать уровень ум­ственных способностей челове­ка в течение дня, т.к. помимо хронобиологических ритмов влияние оказывают еще и такие факторы, как незаинтересован­ность, стресс и даже то, что мы ели на завтрак. Тем не менее, различные исследования доказа­ли, что изменение температуры тела может привести как к повы­шению, так и к понижению ум­ственных способностей. Учёные американского университета в городе Питсбург, штат Пенсиль­вания, провели наблюдение за молодыми людьми в течение 36 часов. Они регулярно фиксиро­вали температуру тела и сравни­вали каждый час результаты вы­полненных заданий на скорость,

точность, логику и сообразитель­ность. Оказалось, что существенные изменения происходят при самой низкой температуре тела. С другой стороны, гарвард­ские учёные выяснили, что при высокой температуре (в рамках общепринятой нормы) человек чувствует себя бодрым и при этом наблюдаются самые луч­шие показатели зрительного вни­мания, памяти и реакции.

Хотя мы ощущаем наши внут­ренние ритмы только тогда, ког­да они выходят из равновесия, к примеру, при посменной работе или при смене часового пояса, тем не менее, именно они яв­ляются регуляторами многих функций нашего организма, от работы отдельных генов до по­ведения человека в целом. От них зависят наши спортивные спо­собности и даже способность переносить алкоголь. Если мы будем учитывать время при вы­полнении того или иного действия и оно будет совпадать с нашими внутренними ритмами, то мы сможем получить хорошие оценки на семинаре и уменьшить зубную боль при посещении вра­ча. Игнорируя «фактор време­ни», мы зачастую усложняем свою жизнь.

Перевод опубликован в молодежном журнале «Странник», 2013 г.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий