Многие действительно убеждены в том, что при постоянном контроле со стороны спецслужб сохранить его практически невозможно. При подобном положении дел человечество рискует потерять обретенную им свободу в личном пространстве.
Возможно, что в будущем окна вашей квартиры не будут закрыты занавесками. Просто в них не будет никакой надобности. Еще не так давно сложно было представить свое жилье без занавесок на окнах, защищавших от любопытных взглядов. Тем не менее, молодые люди в то время считали это мещанством и жили без них, выражая тем самым протест старшему поколению как бы демонстрируя: «Смотрите, нам скрывать нечего!»
На самом деле, стремление отгородиться от остальных было древнейшей потребностью человека. С давних пор первобытный человек использовал массивные стены пещер не только для создания рисунков, но, и прежде всего, для защиты от внешнего мира. Позже появилась необходимость оградить как небольшие домашние постройки, так и мощные замки крепостной стеной. За ними у простых людей были одинаковые условия проживания. Вся семья спала в одном помещении, там же находился домашний скот, благодаря которому в нем сохранялось тепло.
Чтобы находиться в безопасности, человеку приходилось мириться с тем, что он постоянно жил в тесноте и на виду у всех. О приватном или личном пространстве в современном его понимании, т.е. о личной территории, где можно было делать все, что захочешь, тогда не могло быть и речи.
В античный период приватное пространство, производное от латинского слова «privare» — «приватность», означало обособление от общества. Древние римляне в то время высоко чтили любые публичные деяния, которые шли на пользу всему обществу. Все то, что происходило втайне от остальных, напротив, считалось приватным, и поэтому было лишено своей общественной значимости.
У того, кто что-то замышляет, всегда есть что скрывать: это было известно задолго до появления Агентства Национальной Безопасности США. Церковный реформатор Жан Кальвин (1509-1564) считал, что добропорядочный гражданин ничего не должен утаивать от остальных. С этого времени и пошла традиция не занавешивать окна, которая до сих пор существует в Голландии. Если в Германии люди стремились вести закрытый образ жизни, думая о том, как их поведение воспримут другие, то в Голландии, напротив, было принято вести себя иначе, т.е. быть открытыми для всех. Правда, в обеих странах у людей не было свободы выбора.
Лишь в эпоху Возрождения наши предки стали осознавать себя как личность, как индивидуальность. Появление в дальнейшем книгопечатания позволило всё большему количеству людей получить доступ к книгам. Вначале это был лишь узкий элитарный круг, имевший образование и принимающий участие в обсуждении общественных проблем. В отличие от бедных людей, богатые могли уединиться в своем кабинете. Позднее, в период с XVII по XIX век, дом стал местом, где царила идиллия, уединение в своем личном пространстве приветствовалось в обществе. Кульминацией этого явления стал выход в свет в 1890 году знаменитой статьи известных американских ученых-юристов Луи Брендайса и Самюэля Уоррена под названием «Право на частную жизнь». В ней они определили приватную сферу, как право оставаться наедине с самим собой.
Представляется, что именно это право мы и рискуем сегодня потерять. Как известно, в настоящее время повсюду ведется видеонаблюдение, спутники знают наше местоположение, посторонние подслушивают наши телефонные разговоры. Каждый клик мышкой оставляет «цифровые отпечатки» в Интернете. У нас больше нет возможности остаться наедине с самим собой, нигде и никогда.
Но неужели в действительности все так плохо? Ведь в западном обществе люди уже как бы сняли занавески с окон и ведут открытый образ жизни, а американские спецслужбы все продолжают без зазрения совести лезть в их личную жизнь, стремясь узнать о ней все до мельчайших подробностей. Нечто подобное имеет место и в социальных сетях Google+, Facebook и Apple, где старательно совершенствуют профиль пользователей, постоянно добавляя туда все новые контакты друзей с их пристрастиями, чтобы затем использовать всю имеющуюся информацию в технологию «Big Data» для электронной коммерции. В жизни, конечно же, все обстоит не так однозначно и просто.
Ведь на самом деле краеугольным камнем нашей правовой системы является принцип свободного развития личности. Доказано, что отсутствие личного пространства негативно сказывается на физическом и психическом состоянни человека. У людей в больничных палатах и домах престарелых нет возможности уединиться, поэтому у них зачастую обнаруживаются симптомы депрессии. В лагерях для беженцев нижние койки двухъярусных кроватей являются самыми желанными местами, поскольку именно здесь, занавесившись простыней можно отгородиться от остальных. Каждый из нас, кто наблюдал за играми детей наверняка знает, как любят они играть, устроив для себя укромное местечко. Только благодаря личному пространству мы ощущаем себя независимой личностью. Счастлив тот, кто может уединиться на своей собственной территории.
Этот принцип используется даже в больших офисных помещениях с открытой планировкой, где как минимум каждый сотрудник имеет свой собственный уголок за перегородкой. Это очень важно для того чтобы сохранить четыре так называемые зоны общения, незримые круги, которые как бы проводит вокруг себя каждый человек. В самую близкую зону имеют доступ только те, кто состоит в интимных отношениях. В личную зону на расстояние 60 см от нас мы допускаем друзей и родственников. В диапазоне 150-360 см начинается социальная зона, куда вхожи деловые партнеры, за ней следует последняя, публичная зона. Чем более несимпатичен нам человек, с которым мы вступаем в контакт, тем важнее для нас сохранять необходимую дистанцию, чтобы при необходимости прервать с ним общение и уйти.
Представляется целесообразным отметить, что четыре вышеназванные зоны по-разному представлены в различных культурах. Так, например, бразилец при общении с американцем подходит к нему ближе, поэтому последний интуитивно старается отстраниться от собеседника. Араб же в разговоре с англичанином будет касаться его руками, тогда как тот, навряд ли позволит себе нечто подобное. Как бы ни различались культуры народов, приватное пространство все еще имеет место в любой из них и даже там, где мы его не замечаем потому, что оно представлено не так как это было принято, например, в эпоху Ренессанса, когда люди, общаясь друг с другом, старались строго соблюдать дистанцию. Примером тому могут служить индейцы племени Яномами, которые в своих поселениях проживают сообща в одной большой хижине под пальмовой крышей, где каждая семья имеет собственную территорию, вступать на которую без их согласия запрещено. Так что у семейных пар всегда имеется возможность без помех побыть наедине друг с другом.
Кроме того, в современном обществе сформировалась определенная шкала ценностей, по которой чем просторнее апартаменты человека, тем выше уважение к нему. С ней связано и то, что менеджеры, как правило, не пользуются общественным транспортом. Ложа в театре, VIP-места на стадионе: все эти атрибуты наличия личного пространства имеют большую привлекательность и являются показателями статуса той или иной персоны. Те, кто мешает нам занять нашу территорию, забирая личное пространство, заставляет нас чувствовать себя некомфортно.
По мнению специалиста в области медийной психологии университета Хоэнхайм Сабины Трепте наше поведение детерминировано обществом, и мы больше не можем мыслить свободно без учета общественного мнения. Также изменилось и общение людей друг с другом, потому что они обсуждают только те проблемы, которые сейчас волнуют общество. Таким образом, определяющим фактором при этом становится наш внутренний цензор.
Возникшая на базе этого авторитарная полицейская система была усовершенствована во времена фашистской и коммунистической диктатуры. Отголоски ужасного времени преследования органами госбезопасности все еще помнят жители бывшей ГДР. Правящий в Северной Корее диктаторский режим до сих пор осуществляет тотальный контроль за гражданами своей страны.
Наглядным примером авторитарного полицейского государства служит идеальная тюрьма паноптикон (от латинского panopticon — всевидящий). Английский философ Иеремия Бентам в 1791 году спроектировал здание тюрьмы. В проекте она представляет собой цилиндрическое строение со стеклянными внутренними перегородками. Стражник находится в центре, но невидим для заключённых. Узники не знают, в какой точно момент за ними наблюдают, и у них создается впечатление постоянного контроля. Таким образом, они становятся идеальными заключёнными.
Существенной чертой нашей свободы является то, что каждый может регулировать степень открытости своего личного пространства для других. Этим пользуется все большее количество людей. Психолог Оскар Хольцберг считает, что граница между приватностью и публичностью сдвинута.
«Люди сегодня более открыты, они склонны к саморекламе, ведь почти каждый позиционирует себя как своего рода товар, который он должен продвигать на рынке. И когда кто-то из них, наконец, появляется на экране в своем гламурном блеске, то другие считают, что они тоже вполне способны добиться того же».
Хольцберг живет в Гамбурге на Изенштрассе, где пути метрополитена проходят по виадуку, поэтому проезжающие по нему пассажиры могут заглядывать в незанавешенные окна нижних этажей близлежащих домов. Сразу же после переезда в свою квартиру, он проехал по этому маршруту в метро для проверки того, что можно увидеть в его окнах. Как оказалось, ничего особенного, ведь поезд проносится очень быстро. Так что потом ничего его больше не волновало, а вскоре он к этому привык. Правда он всегда помнит о том, что нельзя ходить нагишом по комнатам, окна которых выходят на улицу.
Его сосед говорит, что когда многие пассажиры могут заглянуть в окна твоей квартиры, то они для тебя всего лишь масса незнакомых людей. Хуже, если это делает человек, с которым ты знаком.
В этом, пожалуй, и состоит секрет популярности социальной сети Facebook. Большинство людей размещает в ней очень много личной информации, потому что ее пользователи для них всего лишь виртуальные партнеры. Реальным людям, с которыми они общаются, те бы доверили намного меньше, исключая родственников и друзей. Здесь круг замыкается, поскольку современное общество больше не ограничивается рамками только личной территории и его границы расширились до неизвестных пределов, где люди либо малознакомы, либо вообще не знают друг друга.
Таким образом, хотя личное пространство и индивидуализируется, но все же оно продолжает существовать и по сей день. Так что тех, кто нас слишком достает, мы будем продолжать ставить на место, при необходимости напоминая им, что каждый человек имеет право оставаться наедине с самим собой.
Перевод с немецкого языка А. Н. Злобина, Е. Аржановой и Е. Ташкиной
Научный журнал «Р.М.» 01.2015.
© Молодежный журнал «Странник» 01. 2016