«Учиться, и когда придёт время,
прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно!» Конфуций
«Der Übersetzung Kunst, die höchste, dahin geht,
Zu übersetzen recht, was man nicht recht versteht» Friedrich Rückert

Возможно ли обучение во время сна?

В советском телесериале «Большая перемена» есть эпизод, когда взрослый ученик вечерней школы никак не может выучить заданный на дом параграф по истории. Чтобы не зубрить, он ложится спать и просит дочь почитать ему учебник. Во сне, мол, всё записывается «на корочку». Девушка сначала читает учебный материал, а потом включает радио. В итоге на уроке герой несёт полную белиберду из отрывков радиопередачи и параграфа по истории. Эта шутка родилась не на пустом месте. Начиная с XX века, учёные пытаются выяснить, действительно ли можно учиться во время сна. Это явление называется гипнопедия и несомненно представляет интерес для студентов, которым после прочтения переведенного с немецкого языка материала наверняка заинтересуются процессом обучения во время сна.

Правда вначале нужно разобраться, действительно ли возможен этот процесс и как он влияет на способность к обучению и на мнемическую деятельность, т.е. активную деятельность человека, направленную на запоминание и воспроизведение материала. Сразу скажем, что книжки под подушкой тут не помогут. Также как и зубрежка слов на ночь бесполезна для их запоминания. Чтобы понять, как мозг использует сон для обучения, рассмотрим более подробно то, как он работает.

Получение новой информации и обработка старой

В течение дня кора головного мозга постоянно подвергается воздействию боль-шого числа раздражителей. Мозг воспринимает новую информацию через органы чувств и развивает новые способности благодаря нашим моторным навыкам. Все это представляет собой непрерывный процесс. Каждую миллисекунду мозг получает информацию и должен ее обработать. Когда же он успевает завершить эту обработку? Разумеется, пока мы спим! Для нашего организма в целом и мозга в частности сон — это постоянно повторяющийся естественный физиологический процесс пребывания в состоянии с минимальным уровнем мозговой деятельности и пониженной реакцией на окружающий мир. Когда человек спит 6-10 часов в сутки его мозг усердно работает: он фильтрует информацию, перебрасывает файлы из «папки» кратковременной памяти в «папку» долговременной, а ненужное отправляет в «корзину». При этом те нейронные связи, которые отвечают за малозначимые сведения ослабляются («это было неважно»), а нейронные сигналы, ответственные за восприятие актуальной информации, укрепляются («это прочитано уже несколько раз, значит это важно»). Этот процесс проходит в две стадии:

1. Очищение гиппокампа Гиппока́мп (от др.-греч. ἱππόκαμπος — морской конёк) — часть лимбической системы головного мозга, расположенная в медиальных височных отделах полушарий. Он участвует в механизмах консолидации памяти, то есть перехода полученной за день информации из кратковременной памяти в долговременную. При этом гиппокамп заботится, прежде всего, о когнитивной информации, что представляет особый интерес для школьников и студентов. Гиппокамп имеет определенный объем и не может вмещать безграничное количество информации. Поэтому он и освобождается ночью. Ученые, занимающиеся изучением снов, часто говорят о том, что мозг как бы очищается от «мусора». Без этого он был бы вскоре перенасыщен или перегружен и потерял бы способность принимать и сохранять новую информацию.

2. Передача из гиппокампа в неокортекс

При перегрузке гиппокампа за день и его последующем очищении за ночь, поступившая в него информация, конечно же, не теряется. Разумеется, хотелось бы, чтобы она сохранилась в памяти и при необходимости могла бы использоваться как в ближайшей, так и в длительной перспективе. Для этого когнитивная информация перемещается ночью из гиппокампа в неокортекс (или новую кору), расположенную в верхнем слое полушарий мозга. Этот процесс происходит в медленной фазе сна, то есть перехода от бодрствования ко сну через дремоту. Во время нее наш мозг продолжает переваривать получаемую информацию. Так что, во фразе «Я учусь во время сна» все же кроется немалая доля истины. Ученые даже выдвигают смелые гипотезы о том, что без сна обучение было бы попросту невозможным, ведь процесс перехода информации из кратковременной памяти в долговременную не происходит при бодрствовании. Следовательно, достаточный сон необходим не только чтобы запомнить изученный материал, но и прежде всего для того, чтобы на следующий день мозг снова был состоянии воспринимать новые сведения. Тем самым сон улучшает как память, так и сам процесс обучения.

Обучение во время сна: от запоминания иностранных слов до изучения правил вождения автомобиля

Продолжительный и полноценный сон идет на пользу не только процессу усвоения лексики иностранного языка. Кроме запоминания когнитивной информации во время сна можно улучшить также и свои моторные навыки, т.е. освоенные и упроченные действия, обеспечивающие оптимальные решения двигательной задачи. Она может быть связана как с освоением музыкального инструмента или новым видом спорта, так и с техникой езды на велосипеде или машине. Вся полученная мозгом новая информация будет лучше обработана и сохранена в памяти при дальнейшем продолжительном сне. И это не просто какие-то выдумки родителей, желающих уложить своих детей пораньше спать. Проблема улучшения моторных навыков была в фокусе многих актуальных исследований. Их результаты имеют огромное значение, прежде всего, в медицине и спорте.

Сон улучшает когнитивные способности

Примером тому может служить безуспешная попытка разучивания вечером сложного произведения на музыкальном инструменте, после которой расстроенный ученик отправляется спать. На следующее утро он снова пробует исполнить то же самое музыкальное произведение и на этот раз у него все получается. Что же произошло за ночь?

Именно тем как во время сна улучшаются моторные навыки, и заинтересовался известный американский сомнолог Мэтью Уолкер. Для проведения эксперимента им были отобраны две группы испытуемых, которым было поручено разучить заданную мелодию на фортепиано. Первая группа разучивала эту мелодию утром, а вечером ее участники проходили проверку исполнения. При этом исследователи старались установить, не улучшились ли уже днем моторные навыки у этой группы. Участники второй группы разучивали ту же мелодию вечером, после чего им полагался 8-часовой сон. Проверка исполнения ими заданной мелодии проводилась на следующее утро. Таким образом, обе группы имели примерно равный 12- часовой промежуток времени между проверками. Разница заключалась в том, что участники первой группы в это время бодрствовали, а участники второй спали. В результате утром у участников второй группы темп исполнения мелодии был на 20 процентов быстрее, а степень точности воспроизведения на 35 процентов выше. Участники первой группы вечером не продемонстрировали никаких значимых улучшений. Совершенствование без особых усилий. Наш организм в состоянии творить чудеса. Он может совершенствовать свои возможности, не прилагая особых усилий, что подтверждают многие актуальные научные исследования. Достаточный сон способствует существенному улучшению освоенных днем навыков. При этом решающую роль опять же играет медленная фаза сна. В последние два часа 8-часового сна происходит чередование медленной и быстрой фаз сна. При постоянном сокращении продолжительности сна организм лишается драгоценного времени, необходимого ему для совершенствования моторных навыков. В результате все предпринятые усилия для их развития будут менее значимыми. Поэтому изречение « Если недосыпаешь, то проиграешь» актуально не только для профессиональных спортсменов. Для освоения и упрочения действий, обеспечивающих оптимальные решения двигательной задачи, нужна длительная тренировка и достаточный сон. Необходимо помнить, что достаточный сон благотворно влияет на тренировку и помогает быстрее добиться успеха. Что касается процесса обучения, то он, впрочем, и является основной причиной более продолжительного сна малышей по сравнению со школьниками и студентами. Ведь те каждый день усваивают для себя что-то новое. Так что неудивительно, когда малыши в начале своей жизни спят почти целый день. Следует отметить, что во время сна у них проявляется не только высокая активность мозга, но и происходит интенсивный рост, особенно в первые годы их жизни. В школьном возрасте картина кардинально меняется. Весьма вероятно, что интенсивность роста в этот период уже не так велика как десять лет назад, как, впрочем, и когнитивная нагрузка на мозг. И у школьников, и у студентов во многом схожий распорядок дня – занятия и отдых (сон). Мозг прекрасно приспосабливается к нему, используя сон для усвоения полученных в ходе учебного процесса знаний. Однако лишь достаточный сон гарантирует успех в учебе.

Перевод с немецкого языка переводчика-стажера МС МРО СПР Е. Кузнецовой

https://abi.unicum.de/schule-a-z/lernen/lernen-im-schlaf-so-funktioniert-es-wirklich Lernen im Schlaf – So funktioniert es wirklich!

09_pol

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий