ИЗРАИЛЬ. Бывший дипломат Эран Эцион обеспокоен растущей жестокостью армии в войне в Газе и предостерегает от эскалации конфликта с Ираном.
В настоящее время Эцион (57) является экспертом по безопасности. Он проработал в правительстве Израиля более 20 лет. В девяностые годы он участвовал в мирных переговорах в Министерстве иностранных дел, а позже в качестве члена Совета национальной безопасности планировал вывод войск Израиля из сектора Газа. Он основал партию в 2019 году, сейчас руководит стартапом и работает консультантом. В течение многих лет он также принимал участие в протестных движениях против премьер-министра Биньямина Нетаньяху и против судебной реформы. В среду вечером Эцион принимает гостей у себя дома в гостиной в Шореше, общине недалеко от Иерусалима.
ШПИГЕЛЬ: Господин Эцион, в понедельник израильские солдаты в секторе Газа выпустили ракеты по трем автомобилям, принадлежащим Всемирной организации помощи World Central Kitchen, несмотря на то, что их маршрут был заранее согласован и на машинах были отличительные знаки. Семь сотрудников были убиты. Как Вы на это отреагировали, когда узнали об этом?
Эцион: Меня это не шокировало. Число жертв среди гражданского населения в этой войне очень велико. Впрочем, данные предоставленные контролируемым ХАМАСОМ министерством здравоохранения, не сильно отличаются от израильской статистики. Я думаю, что в данном случае это была просто ошибка в системах наведения ракет.
ШПИГЕЛЬ: Обстрел трех транспортных средств подряд, без расследования этого инцидента и обеспечения мер безопасности — это больше похоже на системную проблему израильских военных.
Эцион: Поведение израильской армии в Газе после теракта 7 октября внушает опасение: похоже что, недопустимые на войне действия теперь разрешены.
ШПИГЕЛЬ: Постоянно поступают сообщения о том, что в Газе казнят безоружных мирных жителей. Либеральная ежедневная газета «Гаарец» недавно писала о «зонах поражения», где израильские солдаты якобы стреляют без предупреждения. В социальных сетях массово распространяются видеоролики, на которых солдаты ликуют на фоне разрушенных зданий или жестоко обращаются с пленными. Как можно объяснить такую жестокость?
Эцион: Отчасти это связано с общей атмосферой в стране. Теракт 7 октября стал для Израиля величайшей трагедией. Значительная часть населения страдает посттравматическим стрессовым расстройством или находится в депрессии. Некоторые считают, что террористы заслуживают возмездие. Это затрагивает и армию, где и раньше существовали проблемы с методами и средствами ведения войны.
ШПИГЕЛЬ: И в чем же они выражаются?
Эцион: Всё дело в том, что они находятся под влиянием радикальных раввинов, правых фундаменталистов, движения поселенцев — мессианской общины израильского общества. В последние годы они систематически усиливали его в боевых частях среди солдат и офицеров. В то же время многие представители либеральной светской части общества уже давно не стремятся делать военную карьеру. Вместо них приходят все больше и больше людей с периферии и из социально неблагополучных слоев населения.
ШПИГЕЛЬ: Почему руководству армии не удается навести порядок в войсках?
Эцион: Да, порядка там действительно не хватает. По-моему, это заложено в нашей культуре, мы израильтяне в повседневной жизни неохотно его придерживаемся. Но армейский порядок – это совсем другое дело, его нужно строго соблюдать. Руководству армии, в самом деле, не удается его навести. Высший командный состав опасается реакции военных на строгие меры дисциплинарного взыскания. Это может повлиять на их боевой дух. Возможно, он и сам согласен с некоторыми методами и средствами ведения войны в секторе Газа. К тому же, наша армия не настроена на ведение такой продолжительной войны.
ШПИГЕЛЬ: Это потому что в ней большое количество резервистов, которые как можно быстрее должны вернуться к своим мирным профессиям?
Эцион: Да, это весьма существенная причина. Ведь призванные на военную службу резервисты являются хребтом экономики.
ШПИГЕЛЬ: Так что, жестокость солдат так же связана с эпохой Нетаньяху, когда нарушения правил ведения войны даже приветствуются?
Эцион: Они были ещё и до него. Скорее всего, эти нарушения связаны с оккупацией, которая длится уже с 1967 года. Проявление жестокого отношения к населению на оккупированном Западном берегу реки Иордан мы теперь наблюдаем и в других местах, в частности, со стороны полицейских к демонстрантам во время антиправительственных протестов в Израиле.
ШПИГЕЛЬ: Создается впечатление, что многие даже и не подозревают о страданиях гражданского населения в Газе.
Эцион: Большинство израильтян не имеют об этом ни малейшего представления, не знают и отношения мирового сообщества к войне. Это почти как в России, где существует своя реальность, в которой она живет.
ШПИГЕЛЬ: Израиль всё ещё остается страной с либеральной демократией и свободной прессой?
Эцион: На данный момент нет. Одни СМИ находятся под влиянием правительства. Другие не сообщают достоверную информацию, потому что они учитывают, в каком состоянии находится население Израиля и не хотят его пугать.
ШПИГЕЛЬ: Согласно опросам, большинство израильтян по-прежнему выступают за продолжение войны.
Эцион: Люди психически травмированы и дезориентированы. В обществе доминирует мнение, что предыдущие мирные усилия потерпели неудачу из-за палестинцев.
ШПИГЕЛЬ: Как по Вашему мнению закончится война в Газе?
Эцион: По-моему, есть три возможных сценария. Первый: Израиль оккупирует Газу на неопределенный срок. Второй: палестинские организации, включая семейные кланы, берут сектор Газа или, по крайней мере, часть него под свой контроль, возможно, путем заключения соглашения с Израилем. Третий, наиболее желательный для меня вариант: региональные державы, такие как Иордания, Египет, Объединенные Арабские Эмираты, Саудовская Аравия, вместе с Палестинской автономией устанавливают там свой контроль. Это план, который правительство США уже обсудило с правительствами арабских стран. Такой готовности принять участие в завершении конфликта на приемлемых условиях рамочного договора и концепции создания двух государств ещё не было. И это очень хорошая новость.
ШПИГЕЛЬ: К чему это приведет?
Эцион: Вероятно, мы движемся к первому варианту, потому что нынешнее правительство никак не сможет пойти на условия третьего варианта. Возможно, новое правительство могло бы решиться на это. Я думаю, что большинство израильтян поддержало бы это решение, потому что они понимают, какие опасности таят в себе другие варианты.
ШПИГЕЛЬ: Нетаньяху постоянно подчеркивает, что армия обязательно должна захватить город Рафах на крайнем юге Газы. Туда бежали более миллиона мирных жителей.
Эцион: Это отвлекающий маневр, чтобы продлить войну. Границу там было бы невозможно контролировать, даже если бы на ней стояли наши войска. Египтяне этого не хотят, потому что тогда они выглядели бы в глазах мировой общественности как коллаборанты.
ШПИГЕЛЬ: Но что тогда будет с оставшимися боевиками ХАМАС?
Эцион: Как я уже говорил, иностранные войска должны будут взять под свой контроль Газу, ХАМАС должен пойти на уступки. В идеале этой группировке придется принять новую реальность. Ведь руководство ХАМАС во главе со своим лидером Яхья Синваром, планируя теракт 7 октября 2023 года, наверно, уже считало, что ему придется смириться с потерей власти в Газе.
ШПИГЕЛЬ: Может ли Израиль полностью победить ХАМАС, как обещает Нетаньяху?
Эцион: Нет, потому что это часть социума. Даже и на Западном берегу реки Иордан, где ХАМАС, к сожалению, стал еще более популярен после теракта 7 октября. Те израильтяне, которые в курсе событий, знают, что, как максимум, речь может идти, лишь о нейтрализации военной опасности. Идеологическое влияние ХАМАС сохранится до тех пор, пока населению не будет предложена альтернатива. Я имею в виду завоевание их симпатий.
ШПИГЕЛЬ: Когда закончится эпоха Нетаньяху?
Эцион: Тот факт, что он так долго остается у власти, к сожалению, показывает, насколько он ослабил демократическую систему в стране. Большинство израильтян, которые были в шоке после теракта, сейчас приходит в себя. Протестное движение в сочетании с растущим давлением из-за рубежа приведет к потере власти Нетаньяху. Три четверти израильтян уже довольно долго постоянно выступают против его правительства.
ШПИГЕЛЬ: Ко всему прочему нависает угроза большой войны против «Хезболлы» в Ливане. Уже с 8 октября израильская армия и шиитское ополчение обстреливают друг друга. В начале этой недели дипломатическое представительство Ирана в Дамаске подверглось бомбардировке, в результате были убиты несколько высокопоставленных военных. Хочет ли Израиль спровоцировать эскалацию?
Эцион: Всем ответственным лицам должно быть ясно, что третья ливанская война или даже большая война с Ираном не в интересах Израиля. Мы ведем войну уже шесть месяцев. Население настроено против, расходы слишком высоки, а экономический ущерб от такой войны был бы огромным.
ШПИГЕЛЬ: Тогда же почему нападение на здание иранского консульства вызвало возмущение во всем мире?
Эцион: К сожалению, дело обстоит так, что премьер-министр Нетаньяху уже давно действует не в национальных, а в собственных интересах. К тому же, позиции ключевых руководителей в Совете национальной безопасности Израиля ослаблены провалом разведки, который сделал возможным атаку ХАМАС на Израиль. Многие считают, что именно они виноваты в этом.
ШПИГЕЛЬ: Кто бы мог предотвратить развязывание большой войны?
Эцион: Прежде всего, американцы, которые уже наложили вето на превентивный удар Израиля сразу после теракта 7 октября. Постоянно ведутся двусторонние консультации. Сам Иран также не готов к такой войне. Очень трудно предвидеть, какой может быть реакция на атаку Израиля. Но я думаю, что даже если бы дело дошло до эскалации, США выступили бы в качестве посредника.
Интервью: Тор Шредер
Перевод с немецкого языка на русский язык выполнила Н. Сафронова, студентка 6 курса ФИЯ специальность «Перевод и переводоведение».
Журнал “Der Spiegel” № 15/06.04.2024 .