«Учиться, и когда придёт время,
прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно!» Конфуций
«Der Übersetzung Kunst, die höchste, dahin geht,
Zu übersetzen recht, was man nicht recht versteht» Friedrich Rückert

Размышление о душе под Новый Год


Некоторые люди считают, что душа это жизненная сила, таинственная энергия, которая наполняет человека. Душа, уверены они, продолжает жить даже после его смерти. Идея нематериальности души издавна привлекала людей. Однако, до сих пор ученые не решили, где она находится.

Большинство людей даже убеждены в том, что ее на самом деле не существует. Но откуда взялось представление о душе? И почему многие все еще верят в её существование?

В ранних культурах считалось, что душа определяет жизненные принципы человека. Зачастую душу приравнивали к дыханию человека. Так, например, греческое слово «psyche» этимологически восходит к глаголу «psychein» (дуть, дышать), также как и индийское слово для обозначения души «atman». 

Вероятно, люди думали, что с последним вздохом душа тоже удаляется на небеса. Древнейшие следы веры в существование души находят в наскальных рисунках шаманов эпохи палеолита. Некоторые психологи сегодня полагают, что представление о нематериальности души восходит к шаманским ритуалам, астральным состояниям, в которых душа как бы покидает тело. Из этих ритуалов вера в существование души попала в Древнюю Грецию.

Для греков душа была просто тем, что отличало живых людей от мертвых – жизненной силой, которую вдохнули в них боги. Древнегреческие натурфилософы  тогда ещё верили в «субстанцию души», которая связывает её с космосом. Например, Гераклит Эфесский (520-460  до н.э.) считал душу огнем, «искрой звезд». Позже Платон (427-347 до н.э.) развил идею нематериальной, чисто духовной души, которая по своей сути бессмертна.

Только после научной революции нового времени античная концепция души была опровергнута. В новом представлении о человеке и космосе больше не требовались таинственные духовные сущности для объяснения природных взаимосвязей. Оказалось, что материальный мир функционировал без участия «души». На этом основании французский философ Рене Декарт (1596-1650) пришел к выводу, что душа должна быть принципиально отличной от всего телесного — «мыслящей вещью», которая может существовать и вне тела.

Но большинство нейробиологов сегодня не  признают постулируемый Декартом дуализм души и тела. С их точки зрения «души в машине», то есть той нематериальной субстанции, которая живет где-то внутри нас, не существует. То, что люди тысячелетиями считали душой, с их точки зрения, не что иное, как человеческий мозг.

Хотя теоретически все еще возможно, что нематериальные души существуют. Однако современная наука больше не нуждается в них, чтобы объяснить, что такое жизнь и как функционируют душа и сознание. Конечно, ни один здравомыслящий человек сегодня не сомневается в том, что духовные и умственные процессы взаимосвязаны. Доказательства этому неопровержимы: достаточно вспомнить болезни головного мозга, например болезнь Альцгеймера, которая разрушает разум и личность человека.

Тем не менее нейробиология до сих пор не может объяснить возникновение сознания, то есть способность мыслить, рассуждать и определять своё отношение к действительности.

По крайней мере вполне логично предположить, что наука однажды откроет то, что придаст понятию души новый смысл, который близок давним интуитивным догадкам людей. То, что душа больше не находится в фокусе исследования, вовсе не означает, что ее не существует.

Перевод с немецкого языка на русский выполнили студенты 406 группы.

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий