Моника Б. (48 лет) из Германии уже семь лет носит традиционный мусульманский женский головной убор — никаб. Дискуссию в обществе по вопросам запрета ношения никаба эта сменившая веру женщина считает абсурдной.
Корреспондент журнала “Шпигель”: Считаете ли Вы себя свободной женщиной?
Моника Б. (имя изменено): Да, безусловно. Для меня ношение никаба – это проявление свободы. Когда я его надеваю, я чувствую себя более уверенной и защищенной.
Кор.: Защищенной от кого?
Моника Б.: Когда я еще не носила никаб, а только покрывала голову платком, люди постоянно обращали на меня внимание. Они сразу признавали во мне немку, и по их взглядам было понятно, что они считают меня отступницей. Лишь надев никаб, я почувствовала себя свободной. Это касается и общения с мужчинами.
Кор.: Каким образом это проявляется?
Моника Б.: Я всегда считала мужчин более интересными собеседниками, чем женщины. Однако раньше моя манера общения с ними воспринималась как флирт. Ведь мужчины любят глазами. Они говорили, что мне к лицу цвет моего платка и тому подобное. Но это то, что я теперь меньше всего хотела бы слышать. В Германии считается, что главное для женщины — это красота, однако ислам ломает этот стереотип. А когда я начала носить никаб, мужчины перестали обращать на меня внимание. Я хочу, чтобы их интересовала не только моя внешность, но и я сама.
Кор.: То есть Вы считаете, что женщина, не носящая никаб, несвободна?
Моника Б.: В Германии женщина несвободна, потому что она подчиняется диктату моды в сексуально раскрепощенном обществе, причем женщины ему подвержены больше, чем мужчины. По-моему, свобода женщины в Германии выражается в демонстрации откровенного стиля одежды. Чем он откровеннее, тем больше свободы. Но я считаю, что это никак не связано друг с другом.
Кор.: Так вы считаете ношение никаба символом своей свободы?
Моника Б.: Конечно же нет. Ни в коей мере. Я просто хотела бы быть свободной от общества. И именно в никабе я чувствую себя свободным человеком. Я стала мусульманкой из Европы и благодарна судьбе за это. Мне известно, что во многих арабских странах есть лишенные всяких прав женщины, которых принуждают носить никаб. К сожалению, это так. Но это все является соблюдением традиций и не имеет никакого отношения к исламу. Женщина должна сама решать, носить ей никаб или нет.
Кор.: Сейчас в Германии проходят дискуссии по поводу таких женщин, как Вы. Политические партии ХДС и ХСС выступают за частичный запрет на ношение традиционной исламской одежды. Как Вы относитесь к этому?
Моника Б.: Откровенно говоря, я удивлена. Ведь на улицах Германии не так часто можно встретить женщин в парандже. Я лично не знаю ни одной женщины в Германии, носящей никаб. Поэтому я считаю эту дискуссию бессмысленной. И эта тема муссируется сейчас журналистами и политиками. Вся эта возня в СМИ внушает опасения. В Германии достаточно проблем, но ношение паранджи и никаба к ним не относится.
Кор.: Вы проживаете в небольшом городе на юге Германии, как на Вас реагируют люди на улице?
Моника Б.: В свой адрес я обычно слышу что-то вроде: “Отправляйся назад к себе на родину!” Люди полагают, что таким образом я демонстрирую свое презрение к западному образу жизни. Они думают, что я не желаю адаптироваться на новом месте, а лишь рассчитываю жить на социальное пособие. Но все чаще встречаются люди, которые относятся ко мне очень дружелюбно: улыбаются или интересуются моей жизнью. Некоторые из них при знакомстве со мной совершенно обескуражены. Поскольку меня никто не принуждает носить никаб, они никак не могут найти оправдание моим действиям. Они считают меня ненормальной. Меня пугают люди, которые хотят мне помочь. У каждого человека, носящего никаб, своя судьба.
Моника Б.: Мне было трудно терпеть несправедливость в мире, и я спросила себя, как я могу спокойно жить, тогда как другим приходится нелегко. Но потом я познакомилась с мусульманином, который смиренно перенес страшные удары судьбы, что меня в нем поразило. Я начала изучать ислам и многое поняла. Прежде всего то, что жизнь не является целью. Это всего лишь путь, который нужно пройти. А в конце пути смерть уравнивает всех, и тем самым устанавливает справедливость. Под никабом я ношу вполне обычную одежду: красивый топ на тонких бретелях и леггинсы. Я тоже люблю красиво одеваться, но не для окружающих, а для себя. Кроме мужа без никаба меня могут видеть только женщины и родственники мужского пола, которых я как женщина не интересую. Кстати, Вы знаете, что ислам тоже обязывает мужчин носить религиозную одежду?
Кор.: Они тоже должны носить паранджу?
Моника Б.: Вовсе нет. Дело в том, что мужчинам также нужно прикрывать себя от пояса до колен, отсюда и широкие одеяния. Обтягивающие джинсы или облегающие футболки тоже считаются неприемлемыми для мужчин, исповедующих ислам.
Кор.: Можно ли водить машину в никабе?
Моника Б.: Конечно. Водителю он нисколько не мешает. Это словно сидеть за рулем в очках с толстой оправой. Я три года жила в Египте и водила там машину только в никабе. Но когда я еду на машине в Германии, я обычно приоткрываю лицо из-за дорожных камер. Я делаю это еще когда иду в банк, в офис или еще куда-нибудь, где запрещено появляться в никабе. Я довольно прагматична в подобных случаях.
Кор.: А как Вы разговариваете по телефону, когда идете по улице?
Моника Б.: Без проблем. Никаб мне нисколько не мешает.
Кор.: А как насчет спорта?
Моника Б.: Я очень много занимаюсь спортом, конечно же без никаба. Я же не хочу задохнуться во время пробежки. Поэтому я надеваю брюки широкого кроя и тунику до колен, а также плотно повязываю на голову платок.
Кор.: Появлялись ли Вы когда-нибудь на пляже в мусульманском купальном костюме буркини?
Моника Б.: Да, но я не хожу в нем в плавательный бассейн. Для этого я часто бываю на море, предпочтительно в Марокко или Дубае. Однажды я пошла в буркини на озеро в Германии, чем позабавила здешнюю публику. Но я стараюсь не обращать внимание на насмешки или пристальные взгляды окружающих.
Кор.: Во Франции, на пляже в Ницце полицейские недавно пристали к женщине, потому что посчитали, что она в буркини.
Моника Б.: У меня просто нет слов. Это уже смахивает на диктатуру.
Кор.: Приведу одно расхожее мнение: под паранджой террористы-смертники могут прятать пояс со взрывчаткой.
Моника Б.: Это же полный абсурд! Тогда бы пришлось вообще запретить носить просторную одежду. Кроме того, ношение традиционной исламской одежды всегда вызывает ажиотаж. Если бы я была террористом, то я бы одевалась по-европейски.
Кор.: Как ваш муж относится к ношению никаба?
Моника Б.: Я искала себе мужчину, который был бы привержен исламу. Мой муж — марокканец, он живет в Германии уже 25 лет. Он работает консультантом по программному обеспечению. Правда он против того, чтобы я носила никаб в Германии.
Кор.: Вот оно что.
Моника Б.: Он беспокоится обо мне, опасаясь реакции местных жителей, когда я выхожу на улицу в никабе. Хотя он и не против того, чтобы я соблюдала традиции, но все же считает, что будет лучше, если я буду носить только платок, т.е. хиджаб. В последнее время я стараюсь ходить в нем как можно чаще. Вся эта шумиха в СМИ мешает мне ощущать себя свободной. Мне нравится носить никаб, но я не хочу чтобы это пугало окружающих. Поэтому я теперь чаще ношу химар, т.е. платок, которым мусульманки покрывают голову и переднюю часть груди, но не лицо. Я стараюсь избегать черного цвета в одежде, оставляя лицо открытым. Хотя мне это и не нравится, но все же приходится делать.
Интервью вели: Диалика Нойфельд, Яна Сепер
Модератор перевода в формате краудтранслейшен с немецкого языка на русский Ранченко С. / 306 группа ПКП