Обучающие видео – это популярный тренд Интернета.
С кажущейся простотой они демонстрируют, как можно приобрести самые разнообразные навыки. Психологи из университета Чикаго более подробно изучили обучающий эффект от просмотра видеоуроков и опубликовали результаты своего исследования в научном журнале Psychological Science.
В ходе эксперимента испытуемым сначала нужно было посмотреть пояснительные видеоролики: первая группа смотрела их только один раз, а вторая – двадцать. Например, им показали видеоролики обучения фокусам и трюкам, метанию дротиков или жонглированию булавами. После просмотра видео тест-персоны, то есть потенциальные пользователи, должны были оценить их обучающий эффект. В результате руководитель исследования Майкл Кардас пришёл к выводу, что чем чаще испытуемые смотрели видео, тем больше они были убеждены в том, что освоили показанную им технику обучения. Однако с реальностью данная оптимистическая оценка имела мало общего: как оказалось, испытуемые, многократно просмотревшие обучающие видеоролики, не стали более умелыми, чем испытуемые, просмотревшие их всего один раз. Единственное, но важное отличие состояло в том, что испытуемые из первой группы не рассчитывали, как испытуемые из второй группы, на то, что при игре в дартс сразу же попадут дротиком в центр мишени. Таким образом, многократное восприятие визуальной информации участниками второй группы привело к искажению их самооценки. Впрочем, избавиться от завышенной самооценки довольно легко. Нужно просто не забывать о том, что огромная пропасть отделяет теорию от практики. Именно об этом помнили те испытуемые, которые брали в руки булавы для жонглирования. Так что ответная реакция нашего организма может предостеречь нас от мнимой уверенности при обучении с помощью YouTube.
Перевод с немецкого языка переводчиков-стажёров МС МРО СПР А. Молчановой и А. Таджибаевой Fragen&Antworten 2018
Голос Мордовского университета № 15 (21 октября 2019 г.)