Если говорят об этой женщине, то речь всегда идет об ее застенчивой улыбке, благодаря которой она, возможно, самая желанная женщина в мире, восхищающая человечество на протяжении веков. Когда джазовый певец Нэт Кинг Коул спел песню „Девушка с таинственной улыбкой» и вывел ее на первую строчку хит-парада США в 1950 году, ей было уже около 500 лет. Полагают, что автор ее портрета, универсальный гений эпохи Возрождения, Леонардо да Винчи, работал над его созданием 4 года, после него им завладел могущественный король.И поскольку тайна ее улыбки завораживает и по сей день, страховая стоимость портрета достигает запредельных высот: 600 миллионов евро!
Имя этой женщины — Мона Лиза, и ее портрет уже более 200 лет находится в парижском Лувре, бывшем Королевском дворце на реке Сена. Ходят слухи, будто бы Наполеон забрал ее портрет из Лувра и повесил в свои покои. Ещё говорят, что временное исчезновение портрета Моны Лизы из бывшего королевского дворца стало причиной политического кризиса между Францией и Италией. В любом случае, Мона Лиза оставалась объектом вожделения для власть имущих, как для Адольфа Гитлера, так и для президента США Джона Ф. Кеннеди. Лишь за прошлый век ей пришлось многое пережить: ее похищали, обливали кислотой и даже швыряли в нее камнем.Но все это только способствовало распространению ее известности как идеала роковой женщины.
Написанный маслом на дощечке из тополиного дерева портрет Моны Лизы пользуется всеобщей любовью, ежедневно привлекая тысячи поклонников со всего мира. Однако этот сравнительно небольшой портрет полон тайн. Он принес несчастье многим людям, и чуть было не навредил карьере художника Пабло Пикассо. Кто же была эта загадочная женщина, которую сам Леонардо да Винчи называл «Джоконда», что в переводе с итальянского означает «улыбающаяся»? Статья в немецком еженедельном журналеHÖRZUWISSEN проливает свет на четыре величайшие загадки Моны Лизы.
Во-первых, была ли она возлюбленной могущественного флорентийского правителя Джулиано Медичи, и нарисовал ли Леонардо портрет уже умершей женщины? Для того чтобы разгадать эту загадку мысленно перенесемся во Флоренцию начала 16 века. За потайной дверью монастыря в самом центре города художник эпохи Возрождения Леонардо да Винчи в течение нескольких лет работает над своей картиной. Считают, что в роли натурщицы выступала Лиза, третья жена торговца шелком:Франческо дель Джокондо. Однако этому нет никаких доказательств. Поэтому за прошедшие годы наряду с имеющимися появилось еще семь заслуживающих доверия описаний биографии Моны Лизы. Самое интересное приведено в книге «Прощай Мона Лиза» известного историка Роберто Дзапери. По его мнению Леонардо да Винчи вероятно нарисовал портрет умершей женщины.
Дзапери солидарен со своим коллегой Хорстом Бредекампом, который убеждён что Пасифика Брандани была умершей юной возлюбленной Джулиано II де Медичи – отпрыска могущественной флорентийской династии – Медичи и брата папы Римского. Она умерла при родах, произведя на свет внебрачного сына от Джулиано, которого назвали Ипполито. После смерти Пасифики Джулиано заказал для него портрет в память о матери. Бредекамп пишет, что прижизненных изображений умершей возлюбленной Джулиано де Медичи не сохранилось, портрет писался по памяти. Именно поэтому изображенный на нем образ Моны Лизы выглядит так расплывчато.
В другом описании утверждается, что это портрет ученика и любовника Леонардо да Винчи флорентийца Андреа Салаи, которого он называл «Мон Салаи». Доказательством этого служит данная типичная анаграмма или перестановка букв или слогов в слове, отчего получается новое слово с другим смыслом, а именно уменьшительно ласкательное имя «monSalai», которое содержит те же буквы, что и «Мона Лиза».
Во-вторых, почему же короли, диктаторы и другие сильные мира сего так старались заполучить этот портрет?
Лишь перед своей кончиной Леонардо да Винчи расстался с портретом Моны Лизы. До нее он постоянно придумывал разные отговорки, чтобы не отдавать заказанный ему портрет. Художник брал его с собой в поездки в Рим, Милан и западный пригород Парижа Сен-Клу. Именно тогда многие правители сумели увидеть портрет Моны Лизы и их стала обуревать страсть завладеть им. То, что Леонардо отвергал любое предложение о продаже портрета, еще больше подогревало их желание приобрести его. Незадолго до смерти да Винчи король Франции Франциск I приобрел драгоценный портрет за 4000 золотых франков и будто бы повесил его в ванной комнате своего замка Амбуаз. Позднее «король-солнце» Людовик XIV и Наполеон Бонапарт украсили свои покои портретом Моны Лизы. Якобы и Адольф Гитлер тоже хотел заполучить его для своего будущего музея арийского искусства в австрийском Линце. Однако, когда немецкая армия вошла в Париж и начала конфисковывать произведения искусства из частных коллекций, портрет Моны Лизы уже давно был перевезен в опломбированном автофургоне во французское аббатство Лок — Дье недалеко от города Вильфранш-де-Руэрг в Миди. Полагают, что хотя немецкие оккупанты знали о местонахождении знаменитого портрета, но ничего предпринимать не стали. Лишь после освобождения Парижа он снова вернулся в Лувр. Но уникальному художественному произведению предстояли новые испытания .
В 1961 году американская президентская чета Джон Ф. и Жаклин Кеннеди прибыла в Париж с государственным визитом. К ужасу персонала Лувра жена американского президента, которая свободно говорила по-французски, убедила главу Франции Шарля де Голля выставить портрет Моны Лизы в США. В 1963 году с ним чуть было не случилась катастрофа. В хранилище картин Метрополитен-музея в Нью-Йорке случайно сработала автоматическая система пожаротушения.Всю ночь вода лилась на портрет. На следующее утро директор музея Томас Ховинг наткнулся на своих работников, которые тряпками в спешке собирали с него воду. К счастью, картина была защищена стеклом.
В-третьих, почему на портрет Моны Лизы до сих пор совершаются покушения?
Впрочем, далеко не все очарованы ее загадочной улыбкой. У некоторых она вызывает необъяснимую агрессию. Психологи считают, что такие люди чувствуют, что Мона Лиза провоцирует их на это своим пристальным взглядом.
Объясняя это, английский эссеист, Уолтер Хорейшо Патер (1839-1894), отмечает, что Мона Лиза — это красота, которая заключает в себе душу человека со всеми её пороками — любвеобильностью Греции, сладострастием Рима, мистицизмом Средневековья, возрождением идолопоклонства и грехами распущенного и вероломного испано-итальянского дворянского рода Борджиа из Валенсии. Примеромспровоцированной портретом паранойи, может служить покушение на него боливийского туриста Уго Вильегаса. 30 декабря 1956 года он часами смотрел на Мону Лизу, как она правой стороной лица улыбается, а левой гримасничает. Приняв это на свой счет, он не выдержал и,в конце концов, бросил в портрет камень, который разбил его защитное стекло. Кроме того, он повредил краску у левого локтя. Незадолго до этого Мона Лиза была облита кислотой.
Еще одно покушение на портрет произошло в 1973 году в Японии, куда его привезли на выставку. Вскоре после ее открытия молодая женщина обрызгала Мону Лизу из баллончика красной краской. К счастью, к тому времени Джоконда уже находилась за надежным тройным слоем стекла.
И последнее, кто похитил Мону Лизу и какое отношение к этому имел художник Пабло Пикассо?
21 августа 1911 г. из Лувра был похищен портрет Моны Лизы. Вором оказался Винченцо Перуджа, рабочий-иммигрант из Италии, который работал в Лувре декоратором, поэтому знал как подобраться к портрету Моны Лизы. Вечером он укрылся в служебном помещении музея.
Рано утром он незаметно проник в зал с портретом Моны Лизы. Ему потребовалось лишь несколько секунд, чтобы вытащить Мону Лизу из позолоченной рамы с помощью стамески. Знаменитый портрет он спрятал под своим халатом, вынес из музея, сел на извозчика и отправился в близлежащую гостиницу на острове Сите. Там Перуджа прячет портрет в потайную нишу. Когда кражу обнаруживают, переживает весь Париж. В городских соборах на богослужения собирается множество сочувствующих прихожан. Они вовсю критикуют охранников и требуют увольнения директора музея. В прессе было больше скандальных публикаций, чем после гибели «Титаника» и Мессинского землетрясения 1908 года. 7 сентября 1911 года полиция арестовала поэта-авангардиста Гийома Аполлинера по подозрению в краже Моны Лизы. Тот, в свою очередь, обвиняет Пабло Пикассо, и его также допрашивает полиция. За возвращение портрета было назначено крупное вознаграждение.
Однако Перуджа и не думает возвращать украденный шедевр. Вместо этого, два года спустя он пытается продать Мону Лизу антиквару Альфредо Джери в Италии. Перуджа потребовал за неё 500 000 лир для покрытия своих расходов. Но при совершении сделки Перуджа был схвачен и лишён свободы на семь месяцев. Правда, на этом история не закончилась. Теперь уже итальянские националисты протестуют против возвращения портрета Франции. Разгорается политический кризис. В конце концов дипломаты приходят к компромиссу. Напоследок Мону Лизу выставляют во Флоренции, Риме и Милане, и лишь потом она с большой помпой окончательно возвращается в Париж. После этого портрет стал еще известнее чем прежде. По сей день ходят слухи, что Перуджа действовал по заказу одного аргентинского коммерсанта, чтобы затем сделать и продать шесть копий Моны Лизы каким-нибудь богатым американцам, выдавая их за оригинал.
В любом случае, в Лувре уверены, что неповторимый оригинал находится только у них.
«Fluch der Mona Lisa» HÖR ZU WISSEN 2015
Перевод с немецкого А. Злобина, В. Закровской