«Учиться, и когда придёт время,
прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно!» Конфуций
«Der Übersetzung Kunst, die höchste, dahin geht,
Zu übersetzen recht, was man nicht recht versteht» Friedrich Rückert

ТАЙНА СОЗДАНИЯ ФАШИСТСКОЙ БОЕВОЙ ЛЕТАЮЩЕЙ ТАРЕЛКИ

 

В последнее время нередко можно услышать критику ведения боевых действий во время войны, связанную с огромными потерями при стремительном продвижении наших войск к фашистскому логову. Только теперь мы осознаем, что промедление было подобно смерти, которую принесло бы нам оружие возмездия. В его арсенале были и боевые летающие тарелки, о тайне создания которых и рассказывается в публикуемом ниже материале из немецкого научного журнала «Р.М.» 11.2010.

Её назвали ФАУ-7, и она наводила ужас на весь мир. С помощью этого чудо-оружия нацисты хотели предотвратить грозящее им поражение во Второй мировой войне. Как известно, ничего у них из этого не вышло, но миф о ней живет, и по сей день.

Нью-Йорк, декабрь 1944 г. Люди на улицах Манхеттена взбудоражены слухами о возможном воздушном налете фашистов на город с использованием секретных дисковидных летательных аппаратов, оснащенных атомным оружием. Газета «Нью-Йорк Таймс» поместила сообщение о «загадочном парящем шаре» и напечатала фотографии со смутными контурами объекта, якобы перемещающегося с большой скоростью. Охваченные паникой жители Лондона утверждали, что видели подобные шары или диски, пролетающие на бреющем полете над мостом через Темзу.

Хотя наши союзники уже высадились в Нормандии, и западный немецкий фронт был на грани полного поражения, тем не менее, американцы все же опасались того, что фашистам может быть ещё удастся, добиться перелома при помощи их секретного чудо-оружия и тем самым избежать близящегося разгрома. Лживая пропаганда Геббельса, обманывавшего собственный народ и уверявшая его в окончательной победе, действовала и на противника. И в самом деле, разве уже не использовал Гитлер, разработанные Вернером фон Брауном секретные ФАУ-2 для обстрела Лондона с сентября 1944 года? Смертоносные ракеты достигали цели за 320 секунд, так что противник не успевал засекать их и объявлять воздушную тревогу.

Как известно, начальная буква V (фау) в ФАУ-2 означала в  нацистской пропаганде “Vergeltung”, т.е. «возмездие». Представляется целесообразным отметить, что даже если так называемое оружие возмездия и было в конце войны в основном технически недоработанным, тем не менее, некоторые из его видов имели такой большой потенциал, что после победы над фашистами США и Советский Союз смогли начать на их основе разработку своих межконтинентальных или крылатых ракет. Модели же остальных видов оружия возмездия с самого начала служили в бункере фюрера исключительно ради удовлетворения его бредовых идей. Особую роль при этом сыграла ФАУ-7 – фашистская боевая летающая тарелка.

После того как фашисты потеряли господство в воздухе в противостоянии с Великобританией, и ВВС Германии “Luftwaffe”, и их главнокомандующий Геринг подвергались постоянным нападкам. Именно поэтому он собрал всех ведущих авиаконструкторов и предложил им заняться новыми перспективными разработками,  чтобы обеспечить превосходство Германии в воздухе. В разработку новейших образцов летательных аппаратов нацисты вкладывали огромные средства. Весьма важная роль при этом отводилась модели дисковидного аппарата с вертикальным взлетом, которая была представлена Герингу молодым авиаконструктором Андреасом Эппом и его покровителем, легендарным асом, летчиком-истребителем Эрнстом Удетом. Для воплощения этого проекта в жизнь были созданы две рабочие группы: одна в составе немецкого авиаинженера Рихарда Митте и итальянского специалиста по турбинным двигателям Джузеппе Белуццо на авиазаводах в Бреслау и Дрездене, и вторая во главе с их коллегами Отто Хабермолем и Рудольфом Шривером на заводе «Шкода» в Праге.

В феврале 1944 г. вторая рабочая группа в Праге провела первое успешное испытание дисколета, о котором появлялись самые противоречивые сведения. Так по одним данным дисколет передвигался со скоростью 2000 км/ч, тогда как по другим его едва удалось оторвать от земли. Министерство пропаганды наверняка преувеличило полученные в ходе испытания результаты и не преминуло заявить о долгожданном прорыве в разработке нового чудо-оружия.

В последний год войны в возникшем хаосе были уничтожено и безвозвратно потеряно большинство документов о дисколетах, но все же срока в 15 месяцев, прошедших от первого испытательного полета до капитуляции Германии, хватило для рождения, укоренившегося в сознании людей мифа о суперскоростных летающих тарелках.

Эксперт по истории авиации Петер Плетчахер, который занимался исследованием разработок дисколетов, считает, что здесь речь идет о явном проявлении ведения психологической войны, потому что заявленные скорости «были просто невозможны в то время и утверждение об этом является полной чепухой». Впрочем и сама их разработка навряд ли имела тогда приоритет, хотя это и нередко утверждалось, ведь в справочной литературе того времени о дисколетах встречаются всего лишь отдельные упоминания. Подобное поразительное воздействие ФАУ-7 на врага Плетчахер объясняет тем, что союзники по антигитлеровской коалиции принимали достижения немцев всерьез и, в особенности, в технической сфере, где у тех был очень высокий научный потенциал. Так, к примеру, в 1945 г. французы захватили считавшиеся самыми мощными в то время реактивные двигатели немецкой фирмы БМВ и установили их на свои военные самолеты.

После войны легенда о мифической фашистской летающей тарелке как бы стала жить своей самостоятельной жизнью, обрастая все новыми и новыми домыслами. По-видимому, от объявившихся в Южной Америке нацистов и пошли слухи о том, что Гитлер и его преданные соратники улетели на дисколете, высадились в Антарктике и ожидают в туннелях подо льдами своего возвращения в Германию. На достоверность этих слухов повлиял и факт об отправке в 1938 г. немецкого исследовательского судна «Швабия» в тогда еще никому не принадлежавшую Антарктику для заявления прав Германии на ее территорию. Поэтому приверженцы версии о бегстве Гитлера назвали эту землю «Новая Швабия».

В 1946 г. эта легенда вновь оживает в связи с решением американцев провести испытания своего нового оружия на его пригодность в условиях антарктического холода. Хотя, возможно, американцы на самом деле хотели отыскать своего старого заклятого врага в его ледяном бункере? Мифические домыслы достигли своего апогея, когда появились сообщения о том, что Гитлер, прихватив с собой дисколеты, улетел на Луну и ожидает там подходящего момента для мести. Полет в космос будто бы стал реальностью благодаря фантастическому по своим возможностям новейшему летательному аппарату «Vril» («Врил») якобы развивавшему скорость до 40 000 км/ч.

Фантазиям и истерике больше не было предела. В 1947 г. опытные американские пилоты утверждали под присягой о встрече в воздухе с неопознанными летающими объектами или НЛО. Говорили, что у ВВС даже чуть ли не завязался воздушный бой с одним из них. Все это давало пищу для фантазий авторов комиксов и кинорежиссеров Голливуда. Появлялись самые различные сюжеты, например, как марсиане на летающих тарелках посещают планету Земля, и, конечно, в основном враждебно настроенные по отношению к человечеству. Началась паника, когда в том же году средства массовой информации сообщили о крушении НЛО вблизи города Розуэлл, в штате Нью-Мексико.

Практически все подобные следующие случаи, вместе с произошедшим в Розуэлле, оказались оптическим обманом. Оказалось, что вместо НЛО там приземлился всего лишь обычный метеозонд. Но тех, кто верил в НЛО, это не остановило, и они раструбили об этом, сделав тем самым город местом паломничества туристов, которым он остается, и по сей день. Так, например, в прошлом году его посетило 150 000 человек. А недавно здесь был заложен фундамент международного центра для проведения конгрессов ученых-уфологов.

НЛО-паранойя 40-х годов прошлого века имела еще и другую сторону, а именно страх перед неопознанными летающими объектами подводного мира – дисколетами – амфибиями, которые стартовали под водой, взмывали в небо и снова ныряли в океан. Исследователь Ларс А. Фишингер проанализировал этот феномен. Им были изучены десятки подобных случаев, произошедшие за последние 50 лет. Например, известна история, когда команда ледокола утверждала, что наблюдала в Антарктике, как неопознанные подводные объекты проламывали семиметровый лед. Другие видели, как дисколеты бесследно исчезали на глубине 8000 метров. Многие из этих случаев произошли в территориальных водах бывшего Советского Союза и стран Скандинавии. По мнению Фишингера все они, возможно, являются следствием психологического стресса, появившегося в конце Второй мировой войны в условиях  напряженной международной обстановки. Именно он сделал людей более подверженными галлюцинациям и истерическим реакциям.

Послевоенная НЛО-мания не в последнюю очередь была спровоцирована и самими разработчиками летающих тарелок. Ничего удивительного, отмечает эксперт Плетчахер, в этом нет, ведь авиаинженеры хотели быть востребованными и в мирное время. Так, в начале 50-х годов один из них Рудольф Шривер объясняя корреспонденту журнала «Шпигель» сущность своих разработок в Праге, хвастливо и безаппеляционно заявлял, что дисколеты это вовсе не забава, поскольку они имеют огромное значение для развития авиационной техники. В отличие от него другой более квалифицированный специалист Джузеппе Белуццо из группы разработчиков в Бреслау еще в 1944 г. критиковал дискообразные летательные аппараты за неустойчивость из-за высокого положения центра тяжести, особенно заметную при увеличении их размера.

Уверовав в лживые россказни Шривера и других инженеров, которые либо сами участвовали в разработке дисколетов, либо выдавали желаемое за действительное, канадские специалисты по разработке военной техники решились сделать копию ФАУ-7 под названием “AvroCanadaVZ-9AV” или «Аврокар». С 1960 по 1961 гг. канадский дисколет испытывался в течении 75 часов. Для получения необходимой подъемной силы и тяги использовался оригинальный вихревой двигатель. Однако вместо ожидаемых 480 км/ч, дисколет набрал скорость всего 50 км/ч, причем его мотало как пьяного из стороны в сторону, видимо так же, как и в 1944 г. его предшественника в Праге.

Таким образом, все возлагаемые на эту разработку надежды рухнули, что, правда, обошлось канадским налогоплательщикам в 5 миллионов долларов. Впрочем, выставленная в настоящее время в Смитсоновском музее в Вашингтоне модель Аврокара, все же сыграла свою роль, потому что стала для всех скептиков лучшим доказательством того, что попытка создания фашисткой летающей тарелки была пустой затеей. Тем не менее, следует отметить, что как средство пропаганды она сработала, словно атомная бомба. Ее поразительное воздействие ощущается даже и сейчас, когда война давным-давно закончилась, ведь миф о летающих тарелках жив до сих пор, причем сообщений о НЛО становится все больше. О подобном эффекте своей пропаганды фашисты даже и мечтать не могли.

 

Перевод с немецкого языка: доцент кафедры теории речи и перевода,
член Союза переводчиков России А.Н. Злобин и студентка ФИЯ
М. Городнова
Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий