«Учиться, и когда придёт время,
прикладывать усвоенное к делу - разве это не прекрасно!» Конфуций
«Der Übersetzung Kunst, die höchste, dahin geht,
Zu übersetzen recht, was man nicht recht versteht» Friedrich Rückert

Как нам понимать свободу воли?

Представьте себе — вы приходите в ресторан и заказываете то, что вам поневоле приходится выбирать в меню.  Из-за того, что вы сидите на диете, вы отдаете предпочтение салату. Но тут у вас разыгрывается аппетит и вы заказываете себе еще и шницель. Приняли ли вы это решение по собственной воле или же оно было предопределено? 

Проблема свободы воли занимает философов с давних пор. Она тесно связана с нашим пониманием рационального поведения, ответственности и чувства вины. Существует две противоположные точки зрения: «детерминистская», согласно которой каждое действие предопределено предыдущими событиями, и «либертарианская», согласно которой у нас есть свобода воли.

Сегодня многие философы считают, что свобода воли  совместима с детерминизмом. В рамках этой компатибилистической концепции, действия и решения являются каузально обусловленными. Ведь если бы действие не было детерминировано вообще, то оно даже не было бы детерминировано и самим действующим лицом. Подобное действие не имело бы никакого отношения к нам самим, мы бы совершали его как бы самопроизвольно. Но на самом деле это не так, и, следовательно, у нас отсутствует полная свобода воли.

То, что действие предопределено заранее, вовсе не означает, что оно будет совершено при любых обстоятельствах.  Это лишь говорит о том, что оно произойдет в силу необходимости при наличии определенных условий.  Такой детерминизм вполне совместим с нашим представлением о свободе воли.

С точки зрения компатибилизма, вам пришлось заказать шницель, поскольку он отвечал вашим предпочтениям и желаниям в тот момент. Другого способа объяснить, почему вы приняли такое решение, не существует. Все же, вы также могли бы поступить совершенно иначе. Ведь если бы вы были менее голодны и были бы чуточку построже к себе, то вы могли бы ограничиться только салатом.

Это суждение вполне коррелирует с главным выводом из современных научных работ, посвященных исследованиям мозга, из которого следует, что все психические состояния являются результатом нейронных процессов. Получается, то, что мы считаем своим свободным решением, на самом деле базируется на деятельности мозга.  Это не меняет того факта, что наше решение самоопределено — поскольку, именно в нашем мозге происходит это самоопределение.

Однако подобная трактовка в духе компатибилизма является не вполне удовлетворительной. Дело в том, что важные вопросы так и остаются без ответа, а именно обусловлены ли  все наши действия причинно-следственными связями, подобно тому, как брошенный камень неминуемо падает на землю под действием силы тяжести? Возможно, свобода воли просто иллюзия, которую создает нам мозг? И если «свобода воли» всё же существует, то как она может быть укоренена в таком органе, как мозг, сама функция  которого ”детерминирована”?

Философы и нейробиологи сходятся в одном: даже если бы у нас не было свободы воли, то мы все равно бы предполагали, что она есть. Иначе бы мы не могли совершать никакие действия. Так что когда вы снова будете заказывать еду, вам нужно самому принять решение. Даже если вы детерминист, нельзя сидеть и просто ждать, что дальше произойдет. 

Перевод выполнили студенты 406 группы

Вы можете пропустить чтение записи и оставить комментарий. Размещение ссылок запрещено.

Оставить комментарий